интересы национальных торговых сетей не воспринимаются большинством депутатов как интересы государства

Комментируя попытки части торговых сетей объединиться в борьбе за “выживание” перед лицом крупных международных торговых компаний, выходящих на российский рынок (таких, как “Метро”, “Рамстор” и т.д.), Игорь Динес сказал, что консолидация интересов крупных сетевых торговых компаний, занятых в оптовой торговле, “достаточно эфемерна”. Даже в те моменты, когда консолидированная позиция национальных сетей “востребована” политиками, как, например, при обсуждении вопроса об уменьшении ставки налога с продаж, никакой четкой позиции с их стороны не звучит. Как известно, Государственная Дума дважды возвращалась к вопросу о рассмотрении ставки налога с продаж, и в обоих случаях прозвучали предложения об уменьшении ставки налога - до 4 или даже 3 процентов.

Игорь Динес заявил, что особенно интересен тот факт, что накануне первого рассмотрения Государственной Думой этого законопроекта состоялось заседание торговой ассоциации - альянса нескольких торговых организаций (таких, как “Старик Хоттабыч”, “Копейка” и т.д.), - но несмотря на всю важность для них принятия такого закона, никакой четкой позиции высказано не было. В адрес депутатов не поступало обращений, в открытой печати не было никаких публикаций, которые призывали бы уменьшить налоговую ставку.

Что означает та или иная ставка налогообложения для розничных сетей?

Налог с продаж является по сути оборотным налогом - он уменьшает оборотные средства предприятий. Например, для компаний, которые имеют оборотный капитал в 100 миллионов долларов (что вполне реально для таких крупных городов, как Москва), каждый год до 5 миллионов долларов отвлекается на уплату налога с продаж. Если ставка была бы понижена до 30 %, то такая торговая компания смогла бы сэкономить 2 миллиона долларов, инвестировав эти деньги в новые торговые центры, супермаркеты и т.д.

Если российские торговцы не добьются реальной, а не номинальной консолидации, то может возникнуть ситуация, при которой крупные западные конкуренты смогут предложить более низкие цены и лучший сервис для граждан, что неизбежно заставит Думу принять соответствующие законы, не оглядываясь на отечественные сети. В этом случае не только в силу конкуренции, но и в силу принятых законов, российские компании будут зависеть от решений, принимаемых за рубежом.

Как считает Игорь Динес, надежда русских торговых сетей на то, что они еще какое-то время смогут прожить на изолированном российском рынке, совсем неоправданна. Открытие в Москве таких магазинов, как “Метро”, показывает, что давление будет усиливаться. Особого внимания требует вопрос отношений сетей с поставщиками товаров. Теоретически можно представить себе альянс торговых сетей против западных конкурентов в том случае, если бы их поддержали поставщики. Но пока российские поставщики продукции со своей стороны не выработали общей позиции с ними, то надеяться на консолидацию невозможно.

Говоря о возможности создания торговыми сетями своего лобби в Госдуме, Игорь Динес сказал, что для этого торговым сетям недостаточно провести туда своих людей. Это связано с тем, что логика работы Государственной Думы не позволит группе депутатов, узко специализирующихся на какой-то теме, решать проблемы всей отрасли. Создание профильного подкомитета, который бы занимался развитием торговых сетей (такие предложения были озвучены ранее), также не принесет абсолютно никаких плодов, поскольку необходимо проработать весь комплекс экономического и налогового законодательства. Игорь Динес считает, что интересы национальных торговых сетей не воспринимаются большинством депутатов как интересы государства, поскольку, с точки зрения Государственной Думы, главным является не происхождение капитала, а качество торговли и объем предлагаемых услуг, цены, более низкие для потребителей, и аккуратная уплата налогов. Если Государственная Дума, а вместе с ней и органы исполнительной власти придут к выводу, что крупные западные компании могут обеспечить лучший сервис и более низкие цены, то наверняка будет сделан выбор в пользу них, учитывая их очевидную финансовую состоятельность, традиционную налоговую обязательность, опыт и международный авторитет в своем бизнесе.

Используются технологии uCoz