СООБЩЕНИЕ ПРЕСС-СЛУЖБЫ ДЕПУТАТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ИГОРЯ ДИНЕСА
К ОТКРЫТИЮ ОСЕННЕЙ СЕССИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
1. Бюджет 2003 года.
- Анализ и прогноз прохождения.
По мнению Игоря Динеса, благодаря тому, что Правительство проконсультировалось с депутатами уже на этапе подготовки этого документа, серьезных расхождений между Думой и Правительством не предвидится. Дискуссия о макроэкономических показателях скорее будет отражать желание депутатов изыскать дополнительные резервы для финансирования объектов в своих регионах накануне выборов.
Что касается критики в адрес создания финансового резерва с целью выплаты внешнего долга, то Игорь Динес заявил, что считает такую критику нерациональной, поскольку проблема лежит не в резерве, а в самом государственном внешнем долге. Игорь Динес полагает, что сумма внешнего долга для России чрезмерна и не соответствует истинному уровню обязательств на момент распада СССР. В сложившейся ситуации необходимы энергичные действия Правительства по списанию долгов, иначе следующие бюджеты могут не выдержать подобной нагрузки, и тогда последующий дефолт станет лишь вопросом времени.
- Доходы от приватизации
Игорь Динес
полагает, что государству надо смелее расставаться с пакетами акций в "средних" компаниях. Недостаточно продавать акции только там, где государство не является единоличным собственником. Пора сократить госпакеты до уровня "негативного контроля" - 25,1 % - в тех случаях, если менеджмент госкомпаний неэфффективен. Простой пример подобной неэффективности - ОАО "Российские лотереи". Эта государственная компания, призванная развивать сеть распространения лотерейных билетов, находится в затяжном кризисе, из-за чего государство утратило реальный контроль над лотерейным рынком. Сокращение государственного пакета в таких "средних" компаниях увеличило бы доходы от приватизации и, вместе с тем, способствовало бы увеличению активов государства за счет повышения рыночной стоимости самих компаний.
- Собственность за рубежом.
По мнению Игоря Динеса, размеры собственности России за рубежом в качестве источника дохода существенно переоценены, причем депутатами в большей степени, чем Правительством. При сравнительно небольшом количестве объектов, защищенных межправсоглашениями, значительную часть госзагрансобственности составляют объекты, обремененные долгами и судебными исками, связанными с деятельностью соответствующих "представителей государства". При оценке стоимости такой собственности зачастую не учитывается законодательная база страны их места расположения, в частности, земельное и налоговое законодательство, а также юридические споры о правопреемниках. Не следует также забывать, отметил Игорь Динес, что кроме недвижимости, у России оставалось и движимое имущество, например продукция автоэкспорта, которой и "след простыл".
- Выборы как социально-экономический фактор
По мнению Игоря Динеса, наряду с естественной политической "нагрузкой" - выделение в бюджете 2003 года 3 миллиардов рублей на выборы Государственной Думы и 5 миллиардов - на выборы Президента, - бюджет несет также дополнительную социальную нагрузку, например, повышение стипендий всем студентам, что как считает депутат, выглядит скорее как популистский шаг, нежели как рациональное действие. Однако "реальные субсидии" на политическую агитацию заложены в финансирование конкретных объектов, находящихся в избирательных округах.
2. Ситуация в игорном бизнесе
Как Председатель Экспертного совета по вопросам регулирования игорной и лотерейной деятельности Комитета по бюджету и налогам Государственной Думы, Игорь Динес прокомментировал ситуацию в игорном бизнесе. По его мнению, ситуация характерна сближением позиций Госкомспорта и региональных властей, которые в скором времени договорятся о разделении "сфер влияния" в контроле над организацией и проведением азартных игр.
Проблемы с задержками лицензий нового образца не стоит драматизировать: ровно год назад, из-за дискуссии в Правительстве земли Баден-Вюртенберг, два старейших казино Германии в Коблинце и Баден-Бадене несколько месяцев работали без лицензий. Вместе с тем, либерализация правил лицензирования приведет, по мнению Игоря Динеса, к открытию в Москве нескольких новых казино, а в будущем может перерасти в настоящий "игорный бум". В связи с этим, задачей Государственной Думы является скорейшее принятие закона об игорном бизнесе, который создаст препятствия для проникновения в эту сферу криминальных капиталов и обеспечит защиту "проблемных" игроков от психологической и финансовой зависимости, возникающей из-за постоянного участия в азартных
играх.