МОСКВА ТЕРЯЕТ ДЕНЬГИ!

О принятии в первом чтении федерального закона "О внесении дополнения в статью 7 Закона Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий"

 

Государственная Дума рассмотрела на пленарном заседании 21 ноября 2001 года в первом чтении законопроект Правительства "О внесении дополнения в статью 7 Закона Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий". Позицию бюджетного комитета докладывал депутат Игорь Динес.

Суть проблемы состоит в том, что в соответствии с Федеральным законом "О газоснабжении в Российской Федерации" в ходе реорганизации ОАО "Газпром" имущество, входящее в Единую систему газоснабжения, было передано с баланса дочерних предприятий на баланс ОАО "Газпром". Таким образом, ОАО"Газпром" стало единственным балансодержателем указанного имущества. В соответствии с правилами, установленными статьей 7 Закона РФ "О налоге на имущество предприятий", данная организация, не имеющая филиалов и обособленных подразделений на территории субъектов Российской Федерации, уплачивает полную сумму налога, исчисленную от всей стоимости указанного имущества, по месту своего нахождения, то есть в бюджет города Москвы. Вместе с тем, фактически существенная доля имущества, входящего в Единую систему газоснабжения, расположена на территории иных субъектов Российской Федерации, однако уплата налога по месту нахождения имущества в описанной ситуации действующим законодательством о налогах и сборах не предусмотрена.

Законопроект, предложенный Правительством, предлагает новую норму, в соответствии с которой налог на имущество предприятий будет перечисляться в региональные бюджеты пропорционально стоимости имущества, находящегося на территории соответствующих субъектов Российской Федерации. Реализация подобного подхода, как считает Комитет по бюджету и налогам, позволит устранить сложившуюся диспропорцию в распределении налоговых поступлений между различными субъектами Российской Федерации.

Как считает Игорь Динес, окончательное принятие этого Закона будет означать, что бюджет города Москвы "похудеет" не менее чем на 3, 5 млрд. рублей в связи с тем, что вместо Москвы эти деньги будут получать практически все регионы России, которые имеют на своей территории объекты газификации, относящиеся к Единой газовой системе. Больше всего выиграет при этом Ямало-Ненецкий автономный округ, на территории которого находится около 48 % имущества. Он может получить до 1, 5 млрд. рублей дополнительных доходов. Также выиграют такие регионы, как Ханты-Мансийский, Оренбургская область. Доходы "не газовых" губерний средней России будут составлять от 2 до 50 млн. рублей ежегодно, в зависимости от количества объектов, находящихся на их территории.

Игорь Динес оценивает перспективы принятия Закона во втором и третьем чтении как относительно высокие и обращает внимание на то, что главным препятствием для окончательного принятия Закона может стать отсутствие механизма корректного распределения налога между региональными и местными бюджетами.

Игорь Динес считает, что тем не менее эта правовая проблема может быть преодолена во время подготовки закона ко второму чтению. С его точки зрения, налог должен быть перераспределен в пользу местных бюджетов, учитывая, что именно местные бюджеты больше всех других оказались недофинасированы при формировании бюджета на 2002 год.



Используются технологии uCoz