СООБЩЕНИЕ ДЛЯ ПРЕССЫ ДЕПУТАТА ИГОРЯ ДИНЕСА
ПО
ВОПРОСУ ПРИНЯТИЯ ЗАКОНА О ЛОТЕРЕЯХ
По сообщению депутата Игоря Динеса, в ближайшее время на заседании Комитета по бюджету и налогам будет рассмотрен во втором чтении проект федерального закона о лотереях, внесенный Правительством.
Как сказал депутат, между первым и вторым чтением закон претерпел существенные изменения, ставящие под вопрос соответствие предложенной редакции регламентным нормам.
Основным недостатком этого законопроекта по-прежнему является явный акцент на определение порядка введения государственной монополии на отдельные виды лотерейных технологий, так называемой лотереи в режиме реального времени, при явном пренебрежении законодателя более широким, более общим вопросом государственного регулирования отношений, возникающих в процессе осуществления лотерейной деятельности. Игорь Динес напомнил, что до момента внесения данного законопроекта государство никогда не выступало в качестве субъекта лотерейных правоотношений. Хотя сегодня в этом законопроекте такая попытка сделана, но при этом интересы государства никак не обеспечены. По мнению Игоря Динеса, проблема заключается в том, что при проведении всероссийских государственных лотерей, в том числе так называемых лотерей on-line, предполагается конкурс среди широкого круга коммерческих предприятий, в том числе с иностранным участием, которые впоследствии, приобретя права оператора государственной монополии, смогут свободно распоряжаться этим уникальным рыночным преимуществом. Помимо очевидного противоречия данной позиции с нормами антимонопольного законодательства, обращает на себя внимание то, что в случае возникновения каких-либо проблем у данного лотерейного оператора, все невыплаченные призы и все требования участников лотерей к призовому фонду государственной лотереи будут обращены на федеральный бюджет, то есть станут частью нашего внутреннего долга. Хотя в законопроекте сделана попытка завуалировать характер правоотношений, возникающих в процессе осуществления государственной лотереи, однако ответственность государства, по мнению Игоря Динеса, очевидна.
Игорь Динес сказал, что хорошей альтернативой для защиты интересов государства могло бы стать проведение такой лотереи непосредственно государством, в лице уполномоченного органа, или через специальное государственное предприятие. Одной из таких возможностей, высказанных в процессе работы над законом, было создание казенных предприятий, которые несли бы своим имуществом всю полноту ответственности за сохранность призового фонда и обеспечение требований игроков к государству при субсидиарной ответственности самого государства. Однако такая концепция не может устроить заинтересованные стороны, поскольку вновь созданное казенное предприятие, как и ведомство, вряд ли способно проявить необходимые профессионализм, навык и опыт работы на рынке, чтобы обеспечить эффективное развитие масштабной государственной онлайновой лотереи.
В связи с этим, с точки зрения депутата Игоря Динеса, самым правильным было бы сформулировать непосредственно в тексте этого федерального закона порядок определения оператора онлайновой государственной лотереи, где приоритет должен быть отдан предприятиям, имеющим контрольный пакет государства и имеющим значительный опыт работы на рынке. Особенно важно, чтобы к моменту проведения конкурсной процедуры, к ней были допущены именно те предприятия, которые обладают широкой филиальной сетью и способны обеспечить масштабность государственной онлайновой лотереи.
Не менее существенны, по мнению Игоря Динеса, и вопросы, связанные с регулированием деятельности иных всероссийских и региональных негосударственных лотерей. В частности, в одобренном на заседании налогового подкомитета тексте федерального закона определено, что всероссийская государственная лотерея будет проводиться по специальному решению Правительства, что предполагает потерю многими ведомствами права организации всероссийских лотерей. Это положение прямо противоречит сложившейся практике, когда такое министерство, как МЧС, является организатором популярной лотереи теле-Бинго-шоу, средства от которой в значительном объеме поступают на финансирование программ по обеспечению безопасности государства, защиты граждан – помощи при наводнениях, пожарах, и т.д. Существенно ущемленными остаются права регионов, которые теряют возможность в рамках государственной региональной лотереи воспользоваться технологиями on-line. Кроме того, закон не учитывает естественных интересов субъектов Российской Федерации, которые стремятся осуществить контроль и учет над лотереями, проводимыми на территории других субъектов, с тем, чтобы часть отчислений оставалась в тех регионах, где продаются лотерейные билеты.
В целом, накануне проведения заседания бюджетного комитета, Игорь Динес оценивает отношение депутатов к вновь выработанному тексту законопроекта как в высшей степени критическое, и предсказывает этому закону непростую судьбу. Депутат полагает, что до вынесения на пленарное заседание проект закона должен быть существенно доработан, с учетом как неоспоримых интересов государства, так и естественных прав субъектов Российской Федерации. Также необходимо в процессе уточнения текста законопроекта принять во внимание сложившуюся практику работы операторов и распространителей на лотерейном рынке, прежде всего в связи с тем, что переходные положения этого закона не предполагают продление действующих разрешений для операторов и организаторов лотерей, которые работают сегодня на рынке, что может означать принудительное закрытие ряда всероссийских тиражных и бестиражных лотерей.
Игорь Динес отметил, что выделение государственной монополии на онлайновые лотереи, оставаясь вопросом спорным, уместно только в том случае, если государство через монополизированную государственную компанию действительно готово и способно обеспечить проведение такой лотереи в национальном масштабе и с использованием высоких технологий, не пренебрегая интересами участников лотереи и не ставя под ничем не оправданный риск средства федерального бюджета и главное - свою репутацию.
В любом случае, сказал Игорь Динес, он
будет настаивать на длительном переходном периоде для всех действующих
тиражных лотерей, которые позволят либо приспособиться к новому правовому
полю, либо принять решение о выходе из этого бизнеса. Депутат также заявил, что
необходимо изменить систему распространения лотерей. Необходимо также, чтобы в
тексте закона появился специальный раздел, посвященный системе распространения
лотерейных билетов. Это звено в отношениях между организатором лотереи и ее
участником не менее, а может быть, даже
более важно, чем оператор, который подробно описан законом. По мнению Игоря
Динеса, без наведения порядка в системе распространения лотерейных
билетов, остается сомнительной возможность государства регулировать лотерейный
процесс не только при учреждении государственной лотереи, но и в момент реализации этого масштабного проекта.
Пресс-служба Игоря Динеса
Тел. 292-88-85