В пятницу, 18 января, в Государственной Думе состоялось первое, рабочее, совещание созданного при Комитете по бюджету и налогам Экспертного совета по вопросам регулирования в сфере игорного и лотерейного бизнеса. На совещании выступил Председатель Экспертного совета, депутат Государственной Думы И.Ю.Динес
.В своем вступительном слове Игорь Динес отметил, что само создание Экспертного совета можно считать серьезным успехом. В течение нескольких лет Государственная Дума не могла приступить к серьезному обсуждению проблематики лотерей, что привело к многочисленным конфликтам в части несоответствия налогового законодательства реальным условиям проведения лотерей. Результатом стало сокращение числа лотерей и свертывание программ внебюджетного финансирования культуры, искусства и социальной сферы.
Наряду с депутатами и представителями исполнительной власти, в состав Экспертного совета вошли и представители отраслевых объединений игорного и лотерейного бизнеса.
На сегодняшний день, отметил Игорь Динес, уже готов конкретный план работы Государственной Думы на весеннюю сессию. Запланировано рассмотрение во втором чтении законопроекта, включающего главу Налогового кодекса о действующем налоге на игорный бизнес и главу Налогового кодекса о новом налоге на лотерейную деятельность. Также предполагается рассмотреть два старых законопроекта, связанных с лотерейной деятельностью. Экспертный совет рассмотрит и недавно внесенный Игорем Динесом "отраслевой" законопроект об игорном бизнесе в Российской Федерации, который также будет обсуждаться в Думе в марте-начале апреля.
Решения Экспертного совета будут иметь рекомендательный характер. Цель его работы - донести до депутатов бюджетного комитета позицию специалистов, отвечающих как за государственное регулирование игорного и лотерейного бизнеса, так и за хозяйственную деятельность соответствующих предприятий. Согласованные предложения представителей бизнеса, ведомств, общественных объединений будут, как отметил Игорь Динес, вноситься в бюджетный комитет и существенно облегчать обсуждение законопроектов.
Игорь Динес отметил те сложности, которые сопутствовали прохождению законопроекта в Думе: глав Налогового кодекса о налоге на лотерейную деятельность и о налоге на игорный бизнес. Накануне рассмотрения этого вопроса в Государственной Думе в декабре состоялись предварительные консультации депутатов с представителями правительства. В итоге было решено, что Игорь Динес, как автор законопроекта, может отозвать свою главу - налог на лотереи - и дать возможность Правительству внести свой отдельный законопроект. Условие, которое при этом оговорил И.Динес - это сохранение в законопроекте нормы, отменяющей 35-процентный налог на выигрыши в лотерею уже с 2002 года. К сожалению, представители Правительства отказались от этой концепции и настаивали на том, чтобы оставить 35-процентный налог в силе еще на неопределенное время. Таким образом, в случае снятия указанной главы автором, на неопределенный срок была бы сохранена конфликтная ситуация вокруг 35-процентного налога. В ситуации, когда официальный представитель Правительства не готов поддержать быструю отмену 35-процентной ставки налога, у автора остается только один разумный вариант действий - совместно с Экспертным советом и ведомствами дорабатывать текст главы, находящейся уже во втором чтении. Это политика в любом случае лучше, чем ждать "у моря погоды". В том случае, если совместными усилиями депутатов и Экспертного совета удастся сформулировать вариант, удовлетворяющий и организаторов лотерей и Правительство, то второе чтение может пройти уже в феврале-марте 2002 года, и 35-процентная ставка подоходного налога на выигрыши в лотереи будет отменена.
Высказывая свою позицию относительно государственной политики в сфере лотерей, И.Динес подчеркнул, что в большинстве стран лотереи являются дополнительным источником финансирования социальных расходов и культурных программ. Доходы от лотерей позволяют государствам удерживать налоги на более низком уровне за счет добровольных отчислений граждан, разделяющих благотворительные цели лотерей, но при этом реализующих свой азарт и стремление выиграть. Именно поэтому факт установления "сверхналога" на выигрыш противоречит духу и смыслу лотерей и приводит лишь к разрушению лотерейного рынка. Как показывает практика, разрушить доверие населения к национальным лотереям гораздо проще, чем создать заново. Этот эффект мультиплицируется в условиях общества, открытого к зарубежным информационным технологиям, таким как Интернет и мобильный гемблинг.
Уровень зрелости законодательства в отношении игорного бизнеса и лотерей различен. "В ближайшие месяцы Экспертный совет будет больше внимания уделять лотерейному бизнесу, тем не менее здесь будут широко обсуждаться все законы, непосредственно затрагивающие эту сферу предпринимательской деятельности", - сказал Игорь Динес
.