КОММЕНТАРИЙ ДЕПУТАТА ИГОРЯ ДИНЕСА

ПО ПРОБЛЕМЕ ВВЕДЕНИЯ СМЕШАННОЙ СИСТЕМЫ

АКЦИЗОВ ТАБАЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ

(в связи с предстоящим обсуждением в Государственной Думе в четверг, 23 мая)

Говоря о подходах Бюджетного комитета Государственной Думы к проблеме табачных акцизов, Игорь Динес отметил следующее.

Несмотря на то, что все заинтересованные стороны апеллируют к социальной справедливости и выражают заботу о бюджете, я согласен с мнением тех аналитиков, которые подчеркивают, что подлинная цель совсем иная: это повышение рентабельности производств тех или иных табачных фабрик, а также ограничение и ослабление конкурентов. Очевидно, что те ставки, которые предложило правительство - 50 рублей за 1000 штук плюс 5 % от отпускной цены на сигареты с фильтром - не создают проблемы трансфертного ценообразования, хотя бы потому, что адвалорный компонент слишком мал для серьезной налоговой минимизации.

Другое дело, что таким образом страна переходит на принципиально другую систему табачного акциза, и в будущем доля адвалорной составляющей может вырасти, что составляет угрозу для производителей сигарет марок "премиум". Именно для них, а не для бюджета.

Не выдерживают критики аргументы о "непреодолимых трудностях" при сборе акцизов по смешанной ставке. МНС прекрасно соберет акциз по смешанной системе, и денег в бюджете действительно станет больше. Достаточно вспомнить, что до внесения законопроекта в Государственную Думу он в установленном порядке был обсужден внутри Правительства, и МНС не сомневалось, что соберет этот акциз.

В четверг, 23 мая, депутаты должны будут сделать сложный выбор, но он будет сделан исходя не из тех аргументов, которые уже были высказаны той или другой стороной, а исходя из следующих позиций. Во-первых, понятно, что каков бы ни был результат рассмотрения законопроекта в Государственной Думе, последствия обязательно скажутся на будущем табачных производителей. Здесь нам придется сделать выбор, за кого мы: за сохранение и укрепление позиций отечественных фабрик, которые производят сигареты невысокой ценовой категории, удовлетворяющие запросы основной массы населения России, или же за господство на российском рынке крупных транснационалов. Для меня, как депутата фракции "Единство", очевидно, что транснационалы выживут в любой системе. Наивно было бы полагать, что такие марки сигарет, как "Мальборо", "Салем", "Винстон" и "Парламент" исчезнут с российского рынка, если система налогообложения будет более щадящей для производителей сигарет невысокого ценового сегмента. Я думаю, что ответ очевиден: нам нужно поддержать те предприятия, в выживании которых заинтересовано население, то есть производителей недорогих сигарет.

Кроме того, не надо забывать, что речь идет не просто об акцизах, речь идет о стратегии, о выборе тех или иных ниш в производстве сигарет. Компании "большой четверки", как их сейчас принято называть, делают упор на производстве сигарет в привычном для них дорогом сегменте. В данном случае, конечно, гораздо проще "приучить" Россию к "Мальборо", чем разрабатывать и внедрять новые национальные марки. То есть, на мой взгляд, здесь имеет место попытка на акцизном поле создать преимущество для того или иного продукта, а может быть, и исправить стратегические ошибки по продвижению своих табачных марок.

С моей точки зрения, если победит подход табачной "четверки", то это будет означать, что у россиян отнимут доступные недорогие марки, заставят покупать более дорогие табачные марки. Они, безусловно, будут покупаться, потому что этот рынок настолько же стабилен, как рынок алкоголя. Вспоминается старый анекдот горбачевской эпохи, когда после начала алкогольной кампании мальчик спрашивает папу: "Папа, ты будешь меньше пить?" - "Нет, это ты будешь меньше есть," - отвечает папа. Это, конечно, гротеск, но именно это произойдет и с бюджетами россиян. Люди будут просто больше денег тратить на сигареты, чем они привыкли это делать сейчас.

Я хотел бы напомнить и своим коллегам, и общественности, что при этом меньше денег останется в бюджетах людей на другие расходы, в том числе на покупку продуктов питания. То есть надо понимать, что сейчас табачные компании пытаются "выгрызть" больше средств из семейных личных бюджетов, оставляя гораздо меньше денег для привычной потребительской корзины. А все-таки табачная продукция - это продукция в достаточной степени вредная, и мы бы хотели, чтобы люди пропорционально тратили меньше на вредные привычки, а больше - на то, что действительно поддерживает их жизнедеятельность и работоспособность, - то есть питание и отдых.

Определяя свою позицию, я исхожу из того, что внутренний спрос - это ограниченная величина. Нам не следует допускать табачные компании слишком глубоко в карманы наших граждан. Маленькие табачные рубли, умноженные на число курильщиков, становятся очень большими деньгами. За них и идет борьба.

ПРЕСС-СЛУЖБА ИГОРЯ ДИНЕСА

Тел. 292-8885



Используются технологии uCoz