Депутат Государственной Думы ИГОРЬ ДИНЕС

о критических аспектах бюджета 2003 г.

 

 

1. ИЗМЕНЕНИЕ ПРИОРИТЕТОВ ПРАВИТЕЛЬСТВА

При анализе проекта бюджета создается ощущение, что Правительство больше не делает основную ставку на ускоренный экономический рост: основные приоритеты 2003 года будут обеспечены за счет сокращения финансирования реального сектора экономики,

В связи с этим, полагаю, ряд комитетов Государственной Думы будет настаивать на увеличении объемов государственных капиталовложений, в особенности в виде роста ассигнований на ФАИП.

 

2. ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ

Доходная база регионов в 2003 году выглядит прочнее, в том числе за счет перераспределения акциза на нефтепродукты (60:40) и земельного налога (100%). Вместе с тем, некоторого перераспределения налоговых доходов в пользу субъектов (расходы распределяются 49:51, вместо соотношения 38:62 в 2002 году) может оказаться недостаточно, поскольку расходы соответствующих бюджетов стремительно растут. Выплата зарплат, дорожное строительство и ассигнования на ЖКХ - слишком большое бремя, чтобы нести его одновременно. Есть опасность, что даже небольшие трудности по сбору налогов могут вызвать обвал обращений регионов в Минфин с просьбами о финансовой помощи. Критическим моментом остается возмещение в полном объеме расходов по содержанию объектов ЖКХ, переданных в ведение органов местного самоуправления. В связи с этим, целесообразно перераспределить часть налоговых доходов в пользу органов самоуправления. Проблематично для многих регионов и возвращение ссуд федеральному бюджету (взято в 2002 году - 23 млрд. рублей)

3. ПРОБЛЕМЫ ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В РЕГИОНАХ

 

Отдельной проблемой станет значительное увеличение расходов региональных бюджетов на дорожное строительство.

Согласно Постановлению Правительства № 278 "О размере платы за изъятие земель лесного фонда", многократно возрастут издержки регионов в сфере дорожного строительства. Даже поверхностный анализ показывает, что перевод лесных земель в нелесные по новым ставкам, установленным указанным постановлением, увеличит стоимость дорожного строительства только на Северо-Западе на 50-70%.

 

4. ВОЗВРАТ НДС ЭКСПОРТЕРАМ

 

Вызывает серьезное опасение стремление и Правительства, и депутатов сократить объемы возмещения НДС экспортерам из федерального бюджета. Такая политика, в конечном итоге, приведет к снижению конкурентоспособности товаров российского экспорта на внешних рынках. Этот вопрос можно решить только тогда, когда у Правительства появится ответ на вопрос, как осуществлять контроль над уплатой НДС поставщиками материальных ресурсов, используемых при производстве экспортной продукции.

5. ИНТРИГИ И ПРОБЛЕМЫ

Своеобразной "интригой" этой осени станет увеличение ассигнований на поддержание лесов в противопожарном состоянии и на обеспечение безопасности гидротехнических сооружений, связанное с недавними катаклизмами.

Несмотря на солидный рост ассигнований на социальные нужды, депутаты захотят увеличить на 10 млрд. рублей раздел "социальная политика", имея в виду Фонд социального страхования, и направить дополнительно 30 млрд. рублей на повышение заработных плат работникам бюджетной сферы.

Дискуссию в Думе, безусловно, вызовет наращивание средств федерального бюджета на счетах бюджетополучателей: на 1.01.2002 -они составили более 203 млрд. рублей. Очевидно, что и в этом году "остатков" будет достаточно, однако в отличие от бюджета прошлого года, они не будут использованы в качестве дополнительного источника финансирования, хотя этого настойчиво потребует ряд комитетов.

6. ПРОГНОЗ ПРИНЯТИЯ БЮДЖЕТА

Серьезных расхождений между Думой и Правительством в процессе принятия бюджета не предвидится. Дискуссия о макроэкономических показателях скорее будет отражать желание депутатов изыскать дополнительные резервы для финансирования объектов в своих регионах накануне выборов.

Бюджет на 2003 год будет принят Государственной Думой без особых проблем.



Используются технологии uCoz